Дизельное топливо (ДТ) – это нефтепродукт, используемый как топливо для ДВС, т. е. двигателей внутреннего сгорания. Является одним из самых известных и востребованных среди существующих сегодня. ДТ получают при первичной переработке нефти после отгона из нее определенных фракций, купить дизельное топливо можно тут.
Фракционный (химический) состав, особенности и характеристики дизельного топлива (ДТ)
Традиционно дизельное топливо представляет собой комбинацию газойлевых и керосиновых фракций нефти. В основе нефтепродукта смесь углеводородов, выкипающих при температуре 180-360 °C. В зависимости от вязкости выделяют 2 вида дизтоплива:
- Маловязкое. Иначе называется дистиллятным, используется в быстроходных двигателях. В составе гидроочищенные керосиново-газойлевые фракции первичной переработки нефти, дополненные 20% газойлей, полученных путем коксования и крекинга.
- Высоковязкое. Считается остаточным, используется в тихоходных двигателях. В составе содержатся мазуты с керосиново-газойлевыми фракциями, подробнее тут https://печное-топливо.рф/.
Важные характеристики:
- Теплота сгорания (сколько выделяет тепла при горении) – 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
- Концентрация серы – не более 2000 мг/кг по ГОСТ 32139 и не более 50 мг/кг по ГОСТ ISO 20846.
- Зольность – не более 0,01%.
- Коксуемость 10%-го остатка – не боле 0,2%.
- Общее загрязнение – не более 24 мг/кг.
- Содержание воды – не более 200 мг/кг.
Цетановое число
Качество горючего отражает цетановое число. Этот показатель отражает время, которое происходит до возгорания топливной смеси в двигателе. Для легковых автомобилей число должно быть не менее 42, для тяжелой техники – от 48. Слишком высокие показатели (больше 60) не рекомендованы. Топливо не успевает сгореть, что ведет к дымным выхлопам и повышенному расходу, продажа дизельного топлива оптом тут.
Марки топлива
Дизтопливо классифицируется на несколько видов:
- Летнее. Кинематическая вязкость – 3-6 сСт. Используется при температуре выше 5 °C, при -10 °C полностью застывает.
- Межсезонное. Используется при температуре от -15 °C и выше.
- Зимнее. Кинематическая вязкость – 1,8-5 сСт. Разработан для эксплуатации в холодное время года и в северных регионах, где могут быть морозы до -25 и -35 °C.
- Арктическое. Кинематическая вязкость – 1,5-4 сСт. Используется в особенно суровых условиях, когда температура воздуха опускается до уровня -45 °C и ниже.
Основная разница между указанными видами заключается в температурных показателях. Зимнее топливо дороже, но оно необходимо, поскольку летнее дизтопливо зимой просто загустевает. Во всех перечисленных марках не должна содержаться вода, поскольку водяная пробка в магистрали приводит к остановке работы двигателя.
Характеристики летних марок:
- Цетановое число – больше 51.
- Вязкость – 3-6 мм2/с.
- Плотность – не более 863,4 кг/м3.
Характеристики межсезонных марок:
- Цетановое число – больше 45.
- Вязкость – 3-6 мм2/с.
- Плотность – не более 863,4 кг/м3.
Характеристики зимних марок:
- Цетановое число – больше 48.
- Вязкость – 1,8-5,0 мм2/с.
- Плотность – не более 843,4 кг/м3.
Характеристики арктических марок:
- Цетановое число – больше 40.
- Вязкость – 1,5-4 мм2/с.
- Плотность – не более 833,5 кг/м3.
Температура вспышки летнего и межсезонного дизтоплива составляет 40 °C, а зимнего и арктического — 30 °C.
Способы получения дизельного топлива (ДТ)
Для получения дизельного топлива нефть подвергают переработке с использованием ректификационных колонн, где она нагревается до нужной температуры и делится на фракции. Дизельная фракция – около четвертой части – получается при нагреве до 180-360 °C. Остальное получают в результате крекинг-процессов с катализаторами в виде металла, водорода или температуры. На этапе крекинга получают до 80% объема дизельного топлива. В конце его подвергают щелочной очистке от примесей.