Есть люди, которые предпочитают узнавать мир через тактильные ощущения. У них может не быть проблем со зрением или слухом, однако им будет удобнее воспринимать действительность осязанием
Кинестетики обладают особыми способами восприятия информации и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с экспертами рассказываем, кто такие кинестетики, каковы особенности их поведения и как с ними общаться.
Кто такой кинестетик
Реклама на РБК rbc.group
Кинестетик— это человек, который лучше воспринимает информацию через тактильные ощущения.
Существуют разные теории о типах восприятия действительности. Например, американский психолог Говард Гарднер предложил концепцию множественного интеллекта, согласно которой люди обладают разными его видами: визуально-пространственным, лингвистико-вербальным, логико-математическим, музыкальным, межличностным, внутриличностным, натуралистическим и телесно-кинестетическим [1].
Считается, что люди с телесно-кинестетическим интеллектом ловки, хорошо контролируют движения и имеют отличную зрительно-моторную координацию. Им проще воспринимать информацию не на слух или визуально, а через практические действия. Кинестетикам подойдут такие профессии, как танцор, спортсмен, ремесленник, актер, хирург, строитель или скульптор [1].
Что характерно для кинестетиков [2], [3]:
- любят физическую активность;
- лучше учатся на практике;
- предпочитают создавать вещи своими руками;
- могут прикоснуться к собеседнику;
- жестикулируют во время разговора;
- чтение и письмо для них не в приоритете;
- большую часть времени проводят в движении;
- не могут долго сидеть на месте.
Еще один вариант перцептивных предпочтений предложил новозеландский педагог Нил Флеминг. Он разработал опросник VARK, с помощью которого можно понять, какой тип обучения больше подходит человеку [4]:
- V— visual (визуальный);
- A— aural (слуховойй);
- R— reading (восприятие через чтение и письмо);
- K— kinesthetic (кинестетический).
Тест Флеминга дает такие варианты [4]:
- мультимодальный (человек при обучении сочетает все четыре типа);
- тримодальный (три типа);
- бимодальный (два типа);
- унимодальный (один тип).
Многие исследователи считают множественный интеллект и стиль обучения VARK нейромифами, то есть искаженными представлениями о работе мозга. Наличие кинестетического типа интеллекта также подвергается сомнению.
Части мозга, отвечающие за визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие информации, взаимосвязаны. Человек учится, используя сразу несколько чувств [5], [6]. Однако в приоритете может быть какой-то один тип восприятия. Например, кинестетический.
Анастасия Котельникова, психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
«Исследования показали неоднозначные результаты эффективности методов обучения, основанных исключительно на разделении людей на кинестетиков, аудиалов, визуалов и т.д. Исследования показывают, что, хотя у людей могут быть определенные предпочтения по формату подачи информации, многие выигрывают от сочетания методов обучения, так как это сложный процесс, который включает в себя множественные сенсорные входы и не может быть четко отнесен к одному типу восприятия.
Но несмотря на споры, понимание кинестетических предпочтений всеже может быть полезным для создания эффективной образовательной среды, особенно в сочетании с другими стратегиями обучения.
Таким образом, хотя концепция о кинестетиках может дать полезную информацию, ее следует применять с осторожностью и дополнять методами обучения, основанными на научных данных».
Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»
Особенности поведения кинестетика
Особенности людей, считающих себя кинестетиками, проявляются и в детском, и во взрослом возрасте, прием обе эти категории довольно похожи с точки зрения поведения. Психологи рассказали, как ведут себя кинестетики в разные годы.
Взрослые кинестетики— мужчины и женщины
Несмотря на то что особенности поведения кинестетиков примерно одинаковы, наблюдаются некоторые различия в зависимости от пола. Например, мужчины-кинестетики более подвижны, а женщины фокусируются на аксессуарах, чтобы утолить тактильный голод.
Елена Кандыбина, клинический психолог, преподаватель Института понимающей психотерапии им. Ф.Е. Василюка, работает в направлениях «понимающая психотерапия», EMDR
«Хотя кинестетика— это базовое врожденное качество, одинаково проявляющееся у мужчин и женщин, но особенности воспитания таковы, что проявлять свое желание трогать и двигаться люди разного пола будут по-разному.
Женщины обычно проще относятся к прикосновениям и объятиям в своем кругу, а также любят носить разные предметы (сумочки, браслеты, маленькие игрушки), которые они могут вертеть в руках, когда возникает тактильный голод. Кроме того, женщины имеют больше возможности получать разные телесные ощущения за счет более разнообразной по фактуре одежды— дизайнеры используют гораздо больше видов тканей и их сочетаний в женской одежде, чем в мужской. Все это тактильное разнообразие помогает женщинам выглядеть более спокойными.
Мужское воспитание часто ограничивает мужчин в прикосновениях и не дает возможности для тактильного разнообразия. Меховая сумочка и мягкая игрушка будут выглядеть странно в руках многих мужчины. Именно поэтому мужчина-кинестетик будет активнее двигаться, использовать для тактильного контакта уместные формы, например, рукопожатие, трогать окружающие предметы, вертеть в руках что-то, что легко можно взять в руки. Как правило, он будет выглядеть более подвижным и активным, чем женщина».
Анастасия Котельникова:
«Синтия Парсонс в книге A Recipe Book for Tutors: Teaching the Kinesthetic Learner («Книга рецептов для учителей: обучение кинестетика») отмечает, что взрослые-кинестетики— это люди, которые предпочитают учиться посредством физических действий и практического опыта. Они часто демонстрируют следующие поведенческие характеристики:
- Им может быть трудно усидеть на месте в течение длительного времени. В процессе умственной работы или коммуникации они предпочитают подключать тело. Например, ходят, жестикулируют или ерзают во время размышлений или разговора.
- Они лучше всего учатся, манипулируя материальными объектами и выполняя действия, например, экспериментируя или собирая что-то. Практические задания находят у них больший отклик, чем теоретические объяснения.
- Предполагается, что взрослые-кинестетики могут обладать повышенной чувствительностью к физическим ощущениям. Для них важны текстуры материалов, из которых сделаны окружающие предметы. Они чутко настроены на движения своего окружения, часто общаются и выражают эмоции посредством языка тела, жестов и прикосновений, склонны лучше запоминать информацию, когда она связана с физической активностью или движением».
Дети-кинестетики
Анастасия Котельникова:
- «Считается, что дети-кинестетики часто очень активны, с сильной потребностью двигаться и исследовать окружающее пространство физически: трогать, разбирать и собирать, проверять на прочность, пробовать на вкус.
- Они эффективно учатся через прикосновения и манипуляции с объектами. Их увлекают такие вещи, как конструкторы, модели или практические эксперименты.
- Детям-кинестетикам может быть сложно долго сидеть, слушать лекции или заниматься пассивными учебными занятиями (впрочем, какому ребенку это легко…).
- Они активно выражают себя через движение, часто используют жесты, физическую игру или танец для общения».
Клинический психолог Елена Кандыбина объясняет, почемулегче общаться с кинестетиком другому кинестетику. В таком случае собеседники лучше понимают и принимают стиль общения с использованием языка тела: возможными касаниями и постоянными жестикулированиями. «Важно помнить, что кинестетик делает это просто потому, что так он лучше выражает себя и общается»,— поясняет психолог.
Елена Кандыбина:
«Если заставить кинестетика сидеть без движения, то, возможно, и мысли в его голове будут двигаться гораздо медленнее, ему будет труднее думать и говорить. Именно поэтому для обучения кинестетиков предлагают давать им много разнообразных практических заданий, чтобы от любой теории можно было перейти к такой практике, где предметы можно пощупать, помять, поднять или бросить. Например, при обучении чтению для детей-кинестетиков полезно будет лепить буквы из пластилина или вырезать из цветной бумаги, а потом складывать в слова».
Для детей, которым больше нравится учиться с помощью физических действий, подойдет определенная стратегия обучения. Психолог Анастасия Котельникова советует:
- Включить движения в процесс обучения, использовать физические действия, ролевые игры или интерактивные эксперименты.
- Делать перерывы на физическую активность между занятиями, чтобы помочь ребенку не терять концентрацию на уроке.
- Проводить практические занятия: строить модели, создавать поделки, проводить эксперименты.
Еще эксперт советует, что не стоит пренебрегать мультисенсорным подходом. Нужно объединять тактильные, визуальные и аудиальные элементы на уроках.
Как общаться с кинестетиком
Рассказываем, как общаться с кинестетиками в зависимости от ваших отношений.
Коллега
При общении с кинестетиком на работе попробуйте заменить разговор за столомпрогулкой по офису, например, до кофемашины. Также, здороваясь с коллегой, пожмите ему руку, чтобы создать более доверительные отношения.
Анастасия Котельникова:
«Коллега-кинестетик может оценить обучение на практике, примеры на пальцах и активное участие в выполнении задач».
Друг
В общении с друзьями-кинестетиками важно использовать жесты: объятия или похлопывания по спине. Чтобы друг чувствовал себя комфортно, предлагайте ему провести время активно. Например, вместе сходить в фитнес, погулять в парке или создать что-нибудь на мастер-классе.
Елена Кандыбина:
«Что делать, если твой друг или близкий— кинестетик, и для него важны тактильные и телесные ощущения? Такие люди чувствуют много оттенков прикосновений, улавливают комфорт различных движений. Для них важно, общаясь с другими, прикасаться к собеседнику, обнимать его, трогать за руку или гладить по голове. В пылу разговора кинестетик может активно двигаться, дополняя жестами слова».
Родственник
Устраивайте для родных совместные активности, например, семейные выезды на природу. Проявляйте заботу через действия— помогайте по хозяйству или вместе готовьте.
Партнер
Анастасия Котельникова:
«В романтических отношениях партнер-кинестетик может особенно ценить прикосновения, объятья, любой совместный позитивный опыт, обучение танцам или контактной импровизации».
Есть и более универсальный метод общения, который подойдет почти всем людям, а не только кинестетикам. Речь идет о терапии принятия и ответственности (АСТ). Она основывается на психологической гибкости, принятии мыслей и чувств и совершении действий, базирующихся на ценностях.
Анастасия Котельникова:
«Ярлык «кинестетик» может сужать репертуар нашего поведения по отношению к другому. АСТ-терапия предлагает стараться смотреть на человека без ярлыков— видеть, что ему сейчас требуется и что я могу ему дать из того, что у меня есть».
Если кинестетик— вы
Как объяснила Котельникова, «кинестетик»— это некий ярлык, через который человек определяет себя. Поэтому, если такое представление о собственной личности сужает ваш поведенческий репертуар, ограничивает проявленение себя, стоит задуматься, что для вас наиболее значимо. «Например, может так оказаться, что когда человек жестикулирует и ерзает, дело вовсе не в кинестетическом описании, а в неумении отдыхать и сосредоточиться, усталости и отсутствии навыков саморегуляции. Самый главный вопрос— какую жизнь человек хочет жить и какие навыки ему для этого нужны»,— рассказывает психолог.
Анастасия Котельникова:
«Я предложилабы наращивать и учитывать знания о себе в своих интересах. Например, если вам важно обращать внимание на язык тела, то неплохо это знание использовать для оценки своего состояния— не усталили вы, не голодныли, не хотители спать? Не порали вам отдохнуть или сделать разминку?
Если вы знаете, что лучше запоминаете или понимаете что-то при помощи рисования диаграмм, построения моделей или разыгрывания сценок, то используйте эту возможность. Если лучше думаете на ходу, то ходите там, где это возможно. Если вам важно регулярно вставать во время работы, то у меня хорошая новость: исследования показывают, что чередование периодов обучения с физической активностью помогает сохранять концентрацию и снижать утомляемость. А регулярные короткие перерывы для того, чтобы подвигаться, потянуться или заняться физической активностью, помогают восполнить ресурсы во время напряженной работы.
Что касается взаимодействия людей, относящих себя к кинестетикам, с другими людьми, то вопросы будут такими:
- Как представление о себе как о кинестетике влияет на ваше поведение?
- Какие мысли и чувства вы замечаете и как они влияют на ваше поведение?
- Каким человеком во взаимодействии с другими вы хотите быть? Какие ценности продвигать? Например, если вашими ценностями окажутся близость, чувственность, дружелюбие, справедливость или ответственность, то каким будет ваше проведение? »
Читайте также:
- Что такое паттерны поведения, какие бывают и как их изменить
- Что такое невербальное общение и как его использовать
- Как поведение человека зависит от генетики
- Как понять, кто ты, и наладить отношения с самим собой