На словах любой прораб может описать свою работу почти как Лев Толстой. А на деле — нужны годы, чтобы завоевать доверие клиента. Современный хороший прораб видит, каким должен быть объект, учится новым технологиям и умеет признавать свои ошибки.
О том, как определить квалифицированного мастера, что делать, если ошибся в работе и какие слова употребляют строители, мы поговорили с прорабом Константином Григоренко.
18 лет он работает в строительстве. Его бригада строит объекты под ключ в Воронежской области. По словам Константина, после сдачи полутора десятков он перестал вести счет сделанным объектам.
Качество в деталях
— Каким в вашем понимании должен быть хороший прораб?
— Приходя на объект, хороший прораб должен видеть конечный результат. То есть смотреть не только на какие-то основные моменты по своей специализации, например, как сделать подшивку кровельных свесов, но и на всю картину объекта целиком – от идеи до ее качественного воплощения, подробнее тут https://www.foreman-go.ru/.
Просто прийти, сделать двускатную кровлю, как учили 15 лет назад, получить деньги и забыть — подход неверный. Нужно видеть всю технологию работы на объекте и уметь ее воплотить в жизнь. Это одна из особенностей хорошего прораба.
— Какие вопросы должны задавать клиенты прорабу, чтобы определить его квалификацию?
— Есть хорошее выражение: качество кроется в деталях. Специалиста любой профессии можно проверить, углубившись в какие-то нюансы. Допустим, речь идет о креплении какого-то узла: подшивка, коньковый узел или какой-то сложный элемент. В этом случае можно просто спросить, как прораб будет его крепить? Если ответ прораба логичен и понятен даже для обывателя, то этот специалист знает свое дело.
На моей памяти много клиентов как раз после консультации с нами, выслушав наши ответы, соглашались сотрудничать. Они говорили — вы нам все объяснили доступным языком, и я понял, как будет выглядеть наша крыша, стены и вся система. Так и должно быть.
— А какие вопросы задают лично вам клиенты на первой встрече?
— За годы работы мы не давали объявления, в основном о нас узнают по «сарафанному радио» от клиента к клиенту через друзей, знакомых, соседей, мы больше работаем по рекомендациям. Незнакомые люди сразу спрашивают о цене за квадратный метр, интересуются сроками и количеством людей в бригаде. А те, кто понимает в строительстве, сразу говорят, какой объект они хотят видеть.